Речь ребенка нуждается в постоянном развитии - не только во время занятий, но и в повседневной жизни:
дома, на улице, в магазине, в зоопарке и т.п. С помощью простых игр и вопросов
можно укрепить грамматический строй речи ребенка и пополнить его словарь,
а также развить навыки связной речи.
Части тела
1.Поиграйте в игру «Угадай, кто?»
По очереди описывайте кого-нибудь из членов семьи или хорошо знакомых людей и угадывайте.
2.Поиграйте в игру «Назови ласково».
Кидайте мяч ребенку и называйте часть тела (рука), а ребенок пусть возвращает Вам мяч и называет ее ласково (ручка).
3.Поиграйте в игру «Назови сколько?»
(Сколько у тебя рук? (две руки) А сколько рук у тебя и у меня? (четыре руки и т.п.)
4.Поиграйте в игру «Великан и гном».
Вы будете великаном, а ребенок – гномом.
(Если у тебя ручка, то у меня что? (ручище) Если у меня носище, то у тебя что? (носик) и т.п.)
Транспорт
1.Уточните у ребенка, что называют транспортом, для чего он предназначен.
2.Во время прогулки понаблюдайте за грузовым транспортом, обсудите с ребенком, что он перевозит.
3.Познакомьте ребенка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, такси, легковые и грузовые машины; воздушным (самолет, вертолет); водным (теплоход, катер); подземным (метро). Во время прогулки попросите ребенка назвать, какие виды транспорта он увидел.
4. «Машина моей мечты».
Помечтайте вместе. Спросите у ребенка, о каком виде транспорта он мечтает? Какой он должен быть?
5.Прочитайте ребенку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Пусть ребенок назовет, о каких видах транспорта шла речь в рассказах.
6. Обсудите с ребенком транспортные профессии (мотоциклист, велосипедист, капитан, водитель, пилот, таксист и т.д)
Семья
1.Рассмотрите с ребенком Ваш альбом с фотографиями, расскажите о Ваших родственниках.
2.Обсудите понятие «семья», поинтересуйтесь что в него вкладывает ребенок? Объясните ему значение, если он затрудняется.
3.Учите ребенка рассказывать о членах своей семьи (о родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках и др.)
4.Поиграйте в игру «Назови ласково»: пусть ребенок назовет ласково по именам всех членов семьи.
Обращайте внимание ребенка на употребление в речи его Ф.И.О., братьев, сестер и др.
(Как тебя зовут? – Илья. А как зовут твоего папу? – Иван –Значит, какое у тебя отчество? – Иванович. – А полностью? – Илья Иванович)5.Обыграйте тему семьи – составьте, нарисуйте генеалогическое древо Вашей семьи.
6.Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чьи?»
(У Кати есть брат. Его зовут Петя. Чей Петя брат? – Петя Катин брат и т.п.)
Продукты
1.Поиграйте в игру «Что из чего?»
- Что делают из молока?
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки...2.Поиграйте в игру «Какая? Какое? Какой? Какие?» (Это молоко. Оно белое, густое, вкусное. Из молока делают творог, сыр.)
3.После посещения магазина обсудите с ребенком, что Вы купили. Пусть он ответит.(Мы купили два батона хлеба, один пакет молока, рыбу и яйца.)
4.Во время подготовки к приему пищи пусть ребенок расскажет, что он и его близкие делают.(Откуда я достала молоко? – Ты достала молоко из холодильника. Куда папа положил хлеб? – Папа положил хлеб в хлебницу. Что ты сейчас кушаешь? - Я ем кашу ложкой.)
5.Поиграйте в игру «Один-много». (Скажи, чего много в магазине. – В магазине много сыра, макарон, конфет, булок и т.п.)
6.Попробуйте составлять небольшие рассказы про любимые продукты.(Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт: он красивый и вкусный.)
7.Приобщайте ребенка к совместной готовке. Называйте продукты, необходимые для приготовления, комментируйте свои действия. Пусть он попробует потом рассказать, как нужно готовить суп, например.
Посуда
1.Обратите внимание ребенка на некоторые части посуды: крышку, ручку, носик, дно. Пусть он тоже назовет их.
2.Уточните, для чего нужна посуда.
(чайник – кипятить воду; кастрюля – варить суп; ложка – есть суп и т.п.)
3.Обратите внимание на материалы, из которых сделана посуда. Опишите ее. «Это стакан. Он из стекла – стеклянный».
4.Опишите посуду полностью.
«Это чайник. Он красный, большой и железный. У него есть носик, крышка, ручка и дно. В нем кипятят воду.»5.Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по теме. (ложка, кружка, стол, чайник – что лишнее? – стол, потому что это мебель, а остальное – посуда)
6.Прочитайте стихотворение К.Чуковского «Федорино горе». Спросите ребенка, какую посуду он запомнил; почему убежала посуда.
7.Поиграйте в игру «Чего не стало?» (кружка, стакан, кастрюля, вилка – чего не стало? – не стало вилки)
8.Поиграйте в игру «Назови ласково».(это вилка – как ласково? – вилочка; это нож – как ласково? – ножичек)
9.Поиграйте в игру «Гости пришли»(Представь, что к тебе пришли гости. Как ты накроешь на стол? – Я достану тарелки, вилки, ложки из шкафа. Поставлю на стол. Из кастрюли налью суп, из сковородки положу котлеты. Потом налью чай из чайника в чашки и т.п.)
Перелетные птицы
1.Напомните ребенку, что одной из примет осени является отлет перелетных птиц в теплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, становится трудно добывать корм.) А с наступлением весны – птицы возвращаются в родные края.
2.Предложите ребенку вспомнить названия перелетных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди.
3.Помогите ребенку разделить названия этих птиц на слоги, сделать звуковой анализ слова «гусь».
(В этом слове три звука. В начале мы слышим звук -[Г], он согласный, твердый, звонкий. Второй звук - [У], он гласный. В конце мы слышим звук [Сь], мягкий согласный звук, глухой.)
4.Поиграйте с ребенком в игру «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете взрослую птицу; ребенок бросает мяч вам и говорит, как называются ее птенцы.
(У скворца... — скворчата.
У журавля... — журавлята.
У аиста... — аистята.
У грача... — грачата.
У утки... — утята.
У гуся... — гусята.)5.Предложите ребенку отгадать загадки, а если появится желание — выучить их и потом загадать друзьям.
Правила дорожного движения
1.Повторите с ребенком известные ему правила дорожного движения. Пусть он расскажет о том, как нужно вести себя на улице и в общественном транспорте.(Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части. Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место.)
2.Выучите с ребенком стихотворение про ПДД. Следите за произношением. Обратите внимание ребенка на то, что следует следить за интонацией.
3.Помогите ребенку нарисовать светофор или сделать аппликацию светофора. Пусть он расскажет вам, что означает каждый цвет светофора.
Новый год и новогодние игрушки
1.Обсудите с ребенком новогодний праздник. Расскажите ему о том, откуда пришел обычай отмечать Новый Год, что в разных странах свои обычаи и свои Дед Мороз со Снегурочкой. Пусть он задаст Вам интересующие его вопросы. Ищите ответы вместе
2.Пусть ребенок опишет новогоднюю елку (в парке, в саду, на площади, дома). Какая она?
3.Почитайте стихи про Новый Год. Обсудите их вместе.
4.Поиграйте в игру «Один-много».(шишка-шишки, елка-елки и т.п)
5. Украшайте елку вместе, пусть ребенок расскажет, что он делает. (Я вешаю шарик на елку. Я ставлю Деда Мороза под елку. Собираю шишки в коробку...)
Зимующие птицы
1.Напомните ребенку, что зимующими называют птиц, которые у нас зимуют. Во время прогулки понаблюдайте за ними: вороной, сорокой, воробьями, голубями, синицами, снегирями, щеглами.
2.Смастерите с ребенком кормушку, повесьте ее во дворе или парке. Обязательно оречевляйте свои действия при работе.
3.Почитайте стихотворения о зимующих птицах. Обсудите их с ребенком
4.Попробуйте описать одну из зимующих птиц. Пусть ребенок расскажет о том, какая птица, что делает.
(Снегирь – маленькая зимующая птица с красной грудкой, верх головы и хвост – черные; снегирь питается семенами ягод, зернышками. Он сидит на дереве и чистит клювом перышки.)
Зима. Зимние забавы
1.Обсудите с ребенком зимнее время года. Зима - какая она? (белая, холодная, сказочная, волшебная, праздничная и т.п.) Потренируйте ребенка в произношении слов «сугроб, снежника, сосулька, снегопад, хлопья, снеговик».
2.Рассмотрите с ребенком снег и лед. Помогите ему сравнить их. (снег пушистый, а лед – гладкий, снег мягкий, а лед – твердый и т.п.)
3.Рассмотрите красивые зимние снежинки. Посчитайте их. (одна снежинка, две снежинки, три снежинки…)
4.Обсудите с ребенком зимние виды спорта и детские забавы. Пусть ребенок расскажет, что ему нравится больше всего и почему.
5.Отгадывайте с ребенком загадки про зимние развлечения.
6.Попробуйте вместе составить рассказ о зиме.
(Наступила зима. Она намела много пушистого снега. Вокруг все белое. Стоит мороз. Реки и озера покрыты льдом.)
Домашние животные и их детеныши
1.Напомните ребенку, что домашними называют животных, которыеживут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает.
2.Вспомните детенышей домашних животных.
3.Поиграйте в игру «Один-много» (ягненок-ягнята, котенок-котята и т.п.)
4.Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чьи?»(уши кролика – кроличьи, голова коровы – коровья , хвост собаки – собачий)
5.Составьте рассказы о некоторых домашних животных или о своем домашнем питомце. Пусть ребенок его опишет.
(Кот Васька – это домашнее животное. Он любит спать на батарее и играть с резиновой мышкой. Я кормлю Ваську рыбой и молоком. Он - мой друг.)
Дом. Мебель
1.Рассмотрите с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Обсудите ее назначение, материал.
2.На прогулке обсудите дома на улицах. Пусть ребенок называет, какие дома ему встречаются по пути.
3.«Дом моей мечты».Помечтайте вместе. Спросите у ребенка, в каком бы доме он мечтал жить. Что в нем должно быть?
4.Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Пусть ребенок назовет, какие предметы мебели встретились в сказке.
5.Обсудите с ребенком профессию строителя. Если есть возможность, понаблюдайте за стройкой настоящего дома издалека: как его строят, из чего и.т.п. Или смастерите домик из конструктора, спичек, картона. В процессе работы просите ребенка озвучивать свои действия.
6.Составьте рассказ-описание о предметах мебели.
(Это стол. Стол–это предмет мебели. Он коричневый, круглый и большой. Стол деревянный и прочный. У него есть четыре ножки и столешница. Стол может стоять в комнате или на кухне.)
Дикие животные и их детеныши
1.Напомните ребенку, что дикими называются животные, которые обитают в лесу. Пусть ребенок перечислит известных ему диких животных. Каких он видел вживую, например, в зоопарке, а каких - только на картинках, по телевизору.
2.Прогуляйтесь с ребенкомв парке, обсудите возможность встречи сдикими животными в таких местах (например, белками, зайцами, ежами).
3. Обсудите пищу диких животных: чем они питаются, как добывают себееду.
Вспомните вместе с ребенком детенышей диких животных.4.Поиграйте в игру «Один-много».
(Выбросаете мяч и называете детеныша, ребенок возвращает мяч и называет его во мн.ч.
волчонок - волчата)5.Вспомните, как называются жилища диких животных. (у медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора и т.п.)
6.Попробуйте составить рассказ о диком животном.
(Волк – это дикое животное. У него острые зубы и серая шерсть. Волк охотится на других животных. Детеныши волка называются волчата.)7. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чьи»
(Лапа зайца – чья это лапа? – заячья и др.)8.Почитайте стихи о диких животных, загадки.
Наш город. Моя улица
1.Уточните, знает ли ваш ребенок, как называется город, в котором он живет?
2.Погуляйте с ребенком по улице, на которой живете, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на ней. Учите ребенка четко произносить название улицы.
3.Помогите ребенку запомнить название главного проспекта родного города, главной площади, главной реки.Если детский сад, который посещает ребенок, находится на другой улице, то проведите небольшую экскурсию и по ней.
4.Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает.
5.Выразительно прочитайте ребенку небольшое стихотворение о родном городе и предложите выучить его.
6.Вместе с ребенком нарисуйте одно из замечательных мест вашего города, которое вы посетили.
7.Посетите с ребенком исторический центр города, познакомьте его с некоторыми достопримечательностями, музеями, театрами; вместе составьте рассказ о Вашей экскурсии из трех-четырех предложений.
(Сегодня я был на площади Ленина. Я видел памятник В.И.Ленину, красивый фонтан и высокую яркую башню с часами. На площади очень красиво: клумбы с цветами, деревья. Здесь гуляют взрослые и дети.)
Головные уборы
1.Рассмотрите с ребенком его головные уборы, повторите названия: шапка, кепка, берет, пилотка и т.п. Уточните, что все это – головные уборы, что они бывают летние, осенние, зимние, весенние.
2.Обратите внимание ребенка на некоторые детали головных уборов: поля, отворот, ленты, дно, кисточку, помпоны, завязки.
3.Проведите беседу о том, какие головные уборы носят осенью; летом, весной и зимой.
4.Поиграйте в игру «Четвертый лишний» по теме. (штаны, майка, сапоги, шапка – что лишнее? – шапка, потому что это головной убор, а остальное – одежда)
5.Поиграйте в игру «Какой? Какая? Какие?» по теме. (что это? – кепка - она какая? – красная, летняя, детская)
6.Пограйте в игру «Чего не стало?» (берет-фуражка-колпак-шапка – уберите один из предметов – чего не стало? – не стало фуражки)
7.Поиграйте в игру «Подбери».Откройте шкаф и подбирайте головные уборы к различным нарядам (к шубе – шапку ушанку, к пальто – берет и т.п.) или представьте, что вам нужно одеть кого-нибудь на прогулку. Поставьте проблему: на улице зима, а мальчик Петя не знает, что ему нужно одеть. Комбинируйте головные уборы с одеждой, обувью (повторение материала).
Ранняя весна
1.Уточните знания ребенка о временах года. Предложите ребенку ответить на вопросы:
-Какое время года мы провожаем?
-Мы провожаем зиму.
-Какое время года начинается?
-Начинается весна.2.Познакомьте ребенка с приметами ранней весны:
(солнышко ярко светит и начинает пригревать; тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки; на крышах появились сосульки; дни становятся длиннее, а ночи — короче; весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелетные птицы; люди сняли теплую зимнюю одежду)3.Прочитайте ребенку стихотворение о ранней весне.
Предложите выучить его. Следите за тем, чтобы он правильно произносил все звуки, говорил четко и выразительно.4.Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе разделить слова на слоги вес-на, ка-пель, солн-це, кап-ли.
5.Поиграйте в игру «Какая?» Пусть ребенок расскажет, какая весна? (теплая, ранняя, солнечная и т.п.)
6.Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Снегурочка». Предложите пересказать ее с вашей помощью кому-то из домашних.
Мамин праздник. Женские профессии
1.Побеседуйте с ребенком о Мамином празднике. Уточните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, сестричек. Восьмого марта им желают быть красивыми и здоровыми, дарят цветы и подарки.
2.Предложите ребенку подготовить рисунок в подарок маме. Пусть попробует нарисовать ее портрет или букет любимых цветов. Поговорите о том, что скажет ребенок маме, вручая подарок, чего пожелает.
3.Поиграйте с ребенком в игру «Мужские-женские профессии».
(Портной — портниха.
Певец — певица.
Повар — повариха.
Пианист — пианистка.)4.Прочитайте и выучите стихотворения о маме, бабушке.
5.Расскажите ребенку о том, где и кем работает его мама, чем она занимается. Пусть он составит рассказ по вопросам:
-Где работает твоя мама?
-Кем она работает?
-Что она делает?